Технологии рынка: Склады класса Х

Аналитики на рынке коммерческой недвижимости отмечают в обзорах, что из заявленных на складском рынке площадей вот уже который год сдается только половина. Причина проволочек со строительством складских терминалов не только в том, что этот сегмент самый молодой и неразвитый на рынке коммерческой недвижимости в России. Или в том, что у девелоперов, не нашедших взаимопонимания с местной администрацией, возникают проблемы со сменой назначения земельных участков. Долгострои образуются и по вине самих девелоперов, которые порой удивляют рынок своим в целом непрофессиональным подходом и попытками экономить на ключевых этапах строительства. Долгострои есть и среди объектов, представляемых как класс А. Однако срывы сроков сдачи и дешевые технологии ставят их классность под сомнение.

Не верить рекламе

Новые складские проекты, которые претендуют на соответствие международному уровню, обычно начинаются с красивой упаковки — с рекламных модулей на глянцевых страницах журналов, с серий новостных статей в газетах и журналах, где проект преподносится как “складской терминал” или “индустриальный парк класса А”, “продукт инвестиционного уровня, предназначенный для продажи”, и в связи с этим упоминаются имена каких-нибудь иностранных компаний. Таким образом создается впечатление, будто на рынке появилось нечто новое и прогрессивное. В реальности же часто проект оказывается намного скромнее и дешевле, чем его рекламный образ.

Однако зачастую сама же реклама в печатных СМИ подводит девелоперов и маркетинговых агентов, которые ее размещают. Если присмотреться внимательнее к срокам сдачи объектов, обозначенных в некоторых рекламных объявлениях, то довольно часто можно заметить интересную тенденцию: сроки, заявленные в рекламе, заметно расходятся с реальной стадией строительства рекламируемого объекта. Кроме того, если реклама дается регулярно в течение длительного отрезка времени, то иногда можно заметить, как меняются в этих объявлениях даты, передвигаясь на несколько месяцев вперед.

Поэтому объемы площадей, которые объявляют аналитики в своих годовых или полугодовых отчетах, лучше делить на два. То есть, если говорится, что к концу года всего будет построено или сдано 200 000 кв. м складов, то их, вероятно, будет в действительности не больше 100 000 кв. м. По итогам 2004 г. примерно 200 000 кв. м из обещанных 500 000 кв.м не было построено.

Игроки складского рынка и сами признают факт долгостроев. Но в большинстве случаев по понятным причинам о проблемных проектах предпочитают молчать, пока долгострой не становится настолько безнадежным, что его заносят в официальные списки провальных проектов, замалчивать которые уже бесполезно. Хотя в узком кругу участников рынка такие вещи быстро становятся достоянием и о них говорят за кофе-брейком в перерывах на конференциях и презентациях.

Вернуться обратно
ОПУБЛИКОВАТЬ В СОЦ.СЕТЯХ